Классные часы на табакокурение и алкоголь. Классный час на тему: «Влияние курения и алкоголя на здоровье человека» - Классный час. Любой перелом опасен осложнениями

Розетки

Дискуссия с элементами анкетирования, посвященная Дню борьбы с табакокурением

Цель : развивать у ребят осознанное неприятие табака как одного из способов воздействия на личность.

Ход классного часа

I. Сообщения об истории табакокурения.

Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

В России торговля табаком и курение были разрешены с 1697 года в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

II. Викторина по вопросам, касающимся истории табакокурения.

Перед началом викторины ученик читает стихотворение. Вглядись, планета, в их глаза: Свое увидишь отраженье.

Смотреть и не смотреть нельзя. В них приговор. И нет прощенья. Останови, планета, бег! Чтоб каждый мог других услышать И чтобы каждый человек Обрел свою надежду выжить.

Вопросы викторины:

1. Родина табака:

Южная Африка;

Южная Америка; +

Южный полюс.

2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли:

Сигаро; +

Папирус;

Самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

Жан-Жак Руссо;

Жан-Поль Бельмондо;

Жан Нико. +

4. Екатерина Медичи использовала нюхательный табак как лекарственное средство:

От насморка;

Мигрени; +

Простуды.

5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?

Испания;

Италия; +

Бразилия

6. Книга, написанная английским королем Яковом Первым в 1604 году, называется:

- «О вреде курения»; +

- «О пользе курения»;

- «Об истории трубки».

7. Большие дозы никотина действуют подобно яду:

Мышьяку;

Кураре +

Синильной кислоте.

8. Для чего чистят курительные трубки?

Чтобы собрать остатки табака;

Чтобы удалить табачный деготь; +

От нечего делать.

9. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века:

Курение;

Нюхание;

Жевание. +

10. Кого называют «курильщиками поневоле»?

Тех, кто находится в обществе курящих; +

Тех, кого заставляют курить принудительно;

Тех, кто курит в тюрьме.

III. Анкетирование.

Каждому из учащихся выдается лист-анкета.

АНКЕТА

1. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

И я тоже! - подхватил Джо. - Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им запивало горло, и каждый

раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Что же произошло в организме ребят, если он настолько бурно прореагировал? _______________________

2. В чем проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов пищеварения? _______________________

3. Подумайте, почему люди начинают курить, принимают алкоголь, наркотики? _______________________

4. Какой вред приносят курение, алкоголизм и наркомания человеку, окружающим людям и обществу? _______________________

5. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни?

Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного увлечения табаком. Какое решение вы примете: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и обязательное сокращение жизни. Объясните ваш выбор. _______________________

6. У А. С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелену,

Искусством превращенну

В пушистый порошок!

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам - нашим современницам? _______________________

7. Л. Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергаясь принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались».

О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель? _______________________

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

Если спецразведка папы донесла ему внезапно,

что ты пробовал курить,

И в родительском генштабе принимается

решенье -

Меры строгие к ребенку не колеблясь применить, -

Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,

Ведь сейчас диктат не в моде - демократии

Пусть родители считают, что курение опасно, -

У тебя другое мненье может быть на этот счет.

Разве это так опасно, что у тех, кто курит,

Часто легкие похожи на прокопченный мешок.

Ну подумаешь, что вместе с кровью к клеткам

для дыханья

Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.

Пусть при этом очень сложно сердцу -

органу-мотору

Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.

И совсем не важно то, что у курящих очень

Разрушаются порою зубы белые во рту,

Человеку много ль надо?

Пусть же выпадет десяток,

Классный час по теме: "О вреде курения и алкоголизма"

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

И.Гете

Цели:1. Расширить представления детей о вредном воздействии курения и алкоголя на здоровье подростка.

2 . Побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, самопознанию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: написать на доске тему, высказывания известных людей.

План классного часа

1 . Вступительное слово.

2. Алкоголь и курение

3. Работа в группах.

4. Заключительное слово.

4. Подведение итогов.

"Мозговой штурм".

Ребята, здравствуйте, давайте разыграем возможную ситуацию, когда вам предлагают попробовать покурить, выпить. Я приглашаю свою помощницу и кого-то из вас. Кто попробует выступить оппонентом и отказаться от предлагаемого наркотика? (Девочка настойчиво предлагает попробовать закурить, выпить, используя различные способы давления. Пытается заинтересовать, льстит, хвалит, шантажирует, угрожает, насмехается, призывает быть "как мы").

(Скорее всего диалог затянется и его нужно будет прервать поблагодарив ребят. Если нет сразу переходить к способам отказа).

Ребята, мы увидели, чтобы нужная альтернатива возникла, самое главное уметь сказать "Нет!". Получилось ли это у нашего героя?

Мы увидели, что диалог затянулся и последовало усиление нажима, перед которым становится всё труднее устоять. (Сравните твердое и короткое "Нет!" и ответ "Да нет.. Я сказал, что не хочу...", где ответ"Да нет" воспринимается, скорей, как нерешительное "Да")

    Какие чувства вызывает человек употребляющий спиртное, сигареты?

    Как вы думаете, что стало причиной приема спиртного, курения?

    Назовите последствия употребления спиртного, курения.

(Отвечают ученики.

    Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять правила и нормы. Стараюсь забыть о неприятном.

    Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».

    Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Старшие курят. Хочу быть похожим на них.

    Ошибочное мнение, что даже если я попробую наркотики, я не стану наркоманом. От одного раза ничего не будет. В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент.

    Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!

    Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.

Безделье, скука, неумение организовать досуг, желание быть в центре внимания)

    (любопытство;

    желание казаться взрослым;

    стремление испытать новые ощущения;

    для снятия стресса;

    для облегчения контактов;

    стремление к подражанию.)

Вопрос к учащимся: Каковы последствия наркомании?)

(Ответы учащихся.)

    Потеря контроля над поведением.

    Появление развязности, агрессивности, грубости, снижение умственной работоспособности, плохая координация.

    Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.

    Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).

    Конфликты с друзьями.

    Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомания.

    Проблемы со здоровьем.

Сегодня 1 марта всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом!!! Легких наркотиков не бывает…

«Здоровью – да! Куренью – нет!

Наркотикам – тем паче!

Нам по-другому жить совсем,

Никак нельзя иначе!

Если хочешь прожить век –

Откажись от вредного.

Ведь здоровый человек –

Нет более ценного!»

Губительная Сигарета

Кл. руководитель: Ребята, сегодня мы поговорим о вреде курения и алкоголизма. Каждый из вас думает: «Мне это не грозит! Я не попаду в табачную и алкогольную зависимость!»

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и X. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Российскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Игра «Продолжи пословицу»

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье дороже денег.

Физкультурой заниматься будешь - про болезни забудешь.

Здоровью нет цены.

Было бы здоровье, а остальное приложится.

Здоров будешь – все добудешь.

Курить – здоровью вредить.

Губительное спиртное

Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом, в первую очередь, страдают высшие отделы мозга, быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь проникает в нервные клетки, при этом разрушается, в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается. Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. С начало они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга в след за усиливающемся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга. Известный русский психиатр С.С. Корсаков так описывает это состояние: «опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно...Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам».

А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным и скромным даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыкам приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Не даром говориться: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". То, что мы в быту благодушно называем опьянением в сущности есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. А если пьянство продолжается, и новые порции алкоголя систематически поступают в организм? Что тогда?

Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться оттуда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше. Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю, под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.

Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко. В древней Греции и Риме юношам до определенного возраста вообще запрещалось пить вино. Пьющие (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде женщины теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению, половой распущенности. Последствие случайных половых связей наступивших в результате опьянения, бывают трагичными. Венерические заболевания, рождение неполноценных детей - это ведь не только слова, за ними искалеченная, безрадостная жизнь.

Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Нередко эти условия оказываются напрасными. Нет ни чего ужаснее мужа -пьяницы, заставляющего страдать жену и детей.

Вы уже настолько взрослые, что должны уметь выбирать друзей. В вашем окружении не должно быть людей, не представляющих себе удовольствие без рюмки, не говоря уже о том, что сами вы должны избегать употребления спиртного. Надо найти в себе мужество противостоять тем, кто пытается склонить вас к употреблению спиртного. Все эти застолья с обязательным «пить до дна», «штрафными» для опоздавших - удел обывателей. К сожалению велика сила инерции, втягивающая в сферу обязательных выпивок. Вокруг каждого злоупотребляющим алкоголем, должна быть создана атмосфера осуждения и нетерпимости. Избегай вечеринок, собирающихся с целью выпить, и людей, не представляющих себе веселье без выпивки.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее. Думаю, что вывод вам сделать не трудно: никогда и не при каких обстоятельствах не пригубляйте вина, даже если это предложат тебе близкие люди - товарищи и родные.

Нелишне повторить, что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются все органы, но особенно ранимы центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями...

Ведь преступления, совершенные в состоянии опьянения, носят отягощенный характер и особо строго наказываются. Некоторые школьники приобщаются к рюмке со старшими по возрасту ребятами, подругами: неудобно, мол, не поддержать компанию. Да, в этих обстоятельствах, безусловно, требуется мужество, твердость характера и здравый ум.

РАБОТА В ГРУППАХ

Каждой группе раздаем миф.обсуждение 2-3 мин

Миф 1. От очередного употребления наркотика (алкоголь, сигареты, насвай) всегда можно отказаться.

Факт. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.

Миф 2. Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.

Факт. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.

Миф 3. Лучше бросать пить, курить постепенно.

Факт. Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Миф 4. Курить, пить это круто!

Факт. Круто быть здоровым!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. МЫ ПРИЗЫВАЕМ КАЖДОГО ЗАДУМАТЬСЯ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ И НЕЗАВИСИМЫМ, НЕ ДАЁТ ПОТЕРЯТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.

Да, здоровье для человека - самая главная ценность.

Никотин, алкоголь, наркотики

Это вам не антибиотики.

За здоровье, общение, спорт

Выступает наш дружный народ.

Вместе – ДРУЖНО, СМЕЛО, С ОПТИМИЗМОМ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Раз, два, три, четыре, пять.

Что нам нужно для здоровья,

Будем мы перечислять.

Всё спиртное не для нас.

Это раз! (вместе)

Табак – вредная трава.

Это два! (вместе)

Ты наркотик не бери.

Это три! (вместе)

Как прекрасно в этом мире, в нашей школе!

Здесь четыре!

Спорт здоровью помогает.

Это пять! (вместе)

Овощи и фрукты нужно есть!

Это шесть!

Улыбнись себе и всем!

Это семь!

Дурных привычек не выносим!

Это восемь!

Знаем, что и как нам делать.

Это девять!

С цифрой десять будем мы

В десять раз сильней!

Будем силы мы беречь

Для страны своей!

Ведь быть здоровым – это круто!

Долой все вредные привычки!

А теперь давайте вынесем приговор вредным привычкам все хором: Нет наркотикам! Мы выбираем здоровый образ жизни!

Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:

Поступать по совести.

Развивать свои творческие возможности.

Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

Благодаря этому вы найдете себе хороших друзей, что и будет вашим крепким основанием и лучшей защитой от одиночества, наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить вашу жизнь.

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой.

Желаю вам здоровья! Это - счастье!

Быть здоровым - в вашей власти.

Быть здоровым - значит жить.

Счастливую жизнь вам надо

Всем любить!

ПРОСТО ЗАПРЕТИТЬ ЛЮДЯМ КУРИТЬ. НАВЕРНОЕ, ЕЩЁ НЕВОЗМОЖНО, А ВОТ УБЕДИТЬ БРОСИТЬ КУРИТЬ И ПИТЬ МОЖНО!.

Подведение итогов.

Классный руководитель:

Что нового вы узнали сегодня?

Изменилось ли ваше отношение к алкоголю и курению?

Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпить или закурить? (ответы детей).

Я от всей души желаю вам противостоять всем тем негативным явлениям, которые нас окружаю!!

Пить или не нить?

Решайте сами.

Ведь лучше жить!

Тогда вы с нами?

Можно так:

Рефлексия:

1. Мне сегодня было интересно потому, что…

2. Больше всего мне понравилось…

3. Для меня новым было…

4. Эта тема заставила меня задуматься…

5. Мне было печально, когда…

6. Если бы я был волшебником, я …

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Светозарево
Слободского района Кировской области
Методическая разработка
Тема: алкоголь, табакокуренние и наркомания
«Я живу... Это здорово!!!»

Составила: классный руководитель
Аккузина Т.В.
Внеклассное мероприятие для старших классов по профилактике алкоголизма и табакокурения "Я живу... Это здорово!!!"
Цель:
Развитие у подростков сферы содержательных интересов, освоение навыков эффективной социальной адаптации, формирование устойчивости к негативному социальному влиянию
Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.
Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления ПАВ.
Задачи:
Провести анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в «новых ощущениях»;
Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.
Обсуждение фильма.
Оборудование: ноутбук, мультимидийный проектор, экран, листы бумаги, фломастеры.
Дидактический материал: тест, таблица.
Приложение: Презентация «Дым сигарет... С ментолом?» Фильм «Молитва»
Ход проведения мероприятия:
Учитель.В последнее время очень много говорят о психоактивных веществах и последствиях их употребления. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.
Сегодня мы поговорим о вреде табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Проведение игры-активатора “Иди к нам”.
Класс делится на две команды, а один человек выходит на середину класса. Команда №1 будет представлять ведущих здоровый образ жизни, команда №2 - употребляющих ПАВ. Ваша задача переманить вышедшего в свою команду.
(обсуждение).
Учитель:Как вы видите, противостоять группе иногда бывает очень сложно. Нет однозначной аксиомы для защиты от натиска толпы. Но есть замечательный альтернативный вариант - определиться в своем отношеннии к уупотреблению психоактивных веществ и найти себе друзей с такими же убеждениями и интересами.
С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.
Давайте проведем краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.
Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.
Текст опросника
1 а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,
б) Я бы предпочёл работать на одном месте.
2 а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
3 а) Мне нравятся все запахи человеческого тела,
б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.
4 а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на
меня незнакомое воздействие,
б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.
5 а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив,
б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.
6 а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
7 а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,
б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.
8 а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы. б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.
9 а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,
б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.
10 а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
11 а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,
б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.
12 а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
13 а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
14 а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,
б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.
15 а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,
б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
16 а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,
б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.
Обработка и интерпретация Полученные ответы соотносятся с ключом:
1 а 5 б 9 а 13 б
2 а 6 б 10 б 14 б
3 б 7 б 11 б 15 б
4 б 8 б 12 б 16 б
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.
Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.
От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.
Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
Обсуждение анкетирования.
Учитель: Курение. О вреде курения сказано немало. Какой вред наносит курение человеку? У курильщика ухудшается память, внимание, почерк. Никотин - один из самых опасный ядов растительного происхождения. (презентация)
Алкоголь. Употребляешь ли ты когда-нибудь алкоголь? Знаешь ли ты последствия этого? Что ты знаешь о пиве, вине и более крепких алкогольных напитках? Обсудите с одноклассниками, что вы думаете об употреблении алкоголя. В группах из 3-4 человек выполните следующие упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ. Мнения об алкоголе. Что нужно делать?
Предложен список мнений. Поставь галочку там, где ты согласен или не согласен.
Сравни свое мнение с мнением других. (СОГЛАСЕНили НЕ СОГЛАСЕН)
1. Алкоголь делает вечеринку более веселой
2. При употреблении алкоголя легче завязывать знакомства
3. Тебе легче начать употреблять алкоголь, когда пьют твои родители
3. Если ты не пьешь, то твои друзья смотрят на тебя как на слабого
К чему вы пришли?
Что ты отметил, сравнивая различные мнения?
Люди употребляют алкоголь уже на протяжении многих веков. До Рождества Христова греки и римляне пили вино. Германским племенам очень хорошо был известен процесс брожения. Алкоголь получается в результате брожения сахара, содержащегося в фруктах, винограде, пшенице и картофеле. Это прозрачная и бесцветная жидкость, не имеющая запаха. Алкоголь составляет лишь часть в алкогольных напитках, которые включают в себя также воду и вещества, придающие им запах и вкус.Существует три типа алкогольных напитков: пиво, вино и крепкие напитки. Пиво делается из пшеницы и других злаковых. Вино - из винограда. Крепкие напитки: водка делается из пшеницы, а коньяк из винограда и фруктов. В разных алкогольных напитках различное содержание алкоголя. В пиве порядка 3-5 %. В вине около 12 %. В крепких напитках обычно 30-40 %.
Разберем несколько ситуаций.
СИТУАЦИЯ 1.
День был жаркий. Отец пахал в поле. Мать попросила отнести ему бутылку с холодным пивом. Я взял с собой лучшего друга.
- Небось, вкусно! – сказал друг
- Наверно, раз взрослые его любят, - ответил я.
Давай попробуем, - предложил друг.
А мы не привыкнем?
(обсуждение)
1. Что такое привыкание к алкоголю?
2.Что значит быть зависимым от алкоголя? Что характеризует эту зависимость?
3.С какими проблемами здоровья сталкиваются люди, которые пьют много и часто?
СИТУАЦИЯ 2.
Скоро дома у одного нашего одноклассника будет вечеринка. Родителей в этот вечер не будет. Часть друзей считает, что алкоголя на ней не должно быть. А часть думает, что лучше, чтобы он был, так как с ним будет веселее. Они говорят, что каждый пусть сам для себя решает: пить ему или не пить.
(Обсуждение)
1.Как ты думаешь, должен ли быть на вечеринках в классе алкоголь? Объясни свой ответ.
2.Если на вечеринке твои друзья выпивают, присоединишься ли к ним и ты?
3.Ниже приводится несколько выходов, чтобы алкоголя на вечеринке не было. Какой из них тебе кажется лучшим? Объясни свое решение.
а) Не проводить вечеринку.
б) Если кто-то хочет выпить, пусть приносит алкоголь с собой.
в) Не приносить ничего крепче, чем пиво (3-5 % алкоголя).
г) Вечеринка без алкоголя.
УПРАЖНЕНИЕ. Нет, спасибо!
Создается несколько групп. В каждой группе должны быть: лист бумаги; маркер.
Выберите вместе со своими товарищами одну из фраз:
Пива хочешь?
Почему нет? Тебе запрещают родители?
Пожалуйста, я уже налил тебе!
Почему бы тебе не выпить стакан вина?
Ты не пьешь? Слабак!
Тебе еще нужно пить молоко!
Не будь таким несговорчивым! Выпей чего-нибудь с нами!
Напишите эту фразу большими буквами вверху листа. Обсудите в группе, что вы можете ответить, когда не хотите пить? Каждый должен записать как минимум два ответа. Прикрепите лист к стене класса.
Обсуждение.
Какую фразу ты выбрал и почему?
Как ты думаешь, эта фраза является примером легкого или тяжелого давления? Объясни свой ответ.
Из-за чего может оказаться трудным отказаться?
Случаются ли с тобой такие ситуации, когда тебя вынуждают делать то, чего ты не хочешь?
Как ты в таком случае поступаешь?
Если ты чего-нибудь не хочешь, ты всегда можешь сказать "нет". Ты также всегда можешь объяснить, почему ты отказываешься или просто отшутиться. Можешь так сделать, например, когда на тебя начинают смотреть как на ребенка, если ты не хочешь пить за компанию. Если ты уже выпил, то чрезвычайно трудно отказаться выпить еще. Несколько стаканов алкогольного напитка могут оказаться достаточными, чтобы разрушить твои добрые намерения.
Учитель: Наркомания. «Мы в ответе за тех, кого приручили», - говорит лис в повести Экзюпери «Маленький принц». И это так - каждый из нас несет ответственности за тех, кого любит, - их счастье, здоровье, их будущее. Но насколько велика эта ответственность? Самой большой ошибкой людей, стремящихся помочь наркоману, является то, что они начинают жить его жизнью - все их время, силы и мысли связаны с тем, как бы в очередной раз удержать наркомана от пробы вещества. Но, отказавшись от собственной жизни, вы заведомо проигрываете. Теперь вы не интересны вашему другу и вряд ли он будет следовать вашему совету. Это совершенно бессмысленная жертва. Не бойтесь демонстрировать свое негативное отношение к увлечению друга и никогда не начинайте употреблять наркотики вместе с ним, чтобы потом «вместе бросить». Как это сделали герои данного фильма.
(просмотр фильма, обсуждение).
Что нового узнали из фильма?
Правильно ли повел себя герой фильма?
Что полезного вы усвоили для себя?
Каким видите будущее героини?
Заключительное слово учителя:
Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Надеюсь, вы сегодня усвоили хороший урок. Давайте жить. Это так здорово!!

Классный час на тему:

«Курение и алкоголь – свобода или зависимость,

влияние на здоровье человека»


Цели и задачи:

    Познакомить учащихся фактами проблемы курения и употребления алкоголя.

    Познакомить учащихся с проблемами здоровья, возникающие у людей курящих и употребляющих алкоголь.

    Определить уровень сознания учащихся по данной проблеме для дальнейшего планирования воспитательной работы.

    Формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т. ч. сигареты, алкоголя, наркотиков; Формирование здоровых навыков выхода из трудных ситуаций или удовлетворения внутренних потребностей, Формирование устойчивого мнения о вреде курения, алкоголя, наркотиков; Формирование объективной социальной позиции. Формирование негативного отношения к курению и потребности в здоровом образе жизни

Формируют следующие умения и навыки:

    Работать с информационными ресурсами для отбора материала по заданной теме и подготовки сообщений.

    Изготовление плакатов с высказываниями, оформление стенгазеты на тему классного часа.

    Подготовка презентаций.

    Подготовка вопросов для обсуждения тестов.

Подготовительная работа:

Проведение анкетирования учащихся.

Учащиеся готовят сообщения по предложенным темам.

Двое учащихся подготавливаются к инсценированию сценки.

Выразительное чтение стихотворения одного учащегося.

Оформление класса . Высказывания:

    Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем… (И. Павлов).

    Пить с молоду – помирать под старость с голоду.

    Вино с разумом не ладит. (Народная мудрость).

    Алкоголизм делает больше опустошении, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны. (У.Гладстон)

    Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости. (Л. Алберти).

Оборудование и материалы:
    плакаты о здоровом образе жизни; карточки; анкеты видеопроектор; доска; фломастеры; презентации; музыкальное сопровождение
Формы и методы работы:
    мозговой штурм; развенчание мифов; индивидуальная работа; ролевая игра; групповая работа.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя: Мы приглашаем Вас на классный час «Курение и алкоголь – свобода или зависимость, влияние на здоровье человека»

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. Л.Н.Толстой.

Наш классный час мы начали с эпиграфа – высказывания Л.Н.Толстого. Давайте прочитаем и вдумаемся в смысл высказанных слов. Как вы их понимаете? Что имел ввиду выдающийся писатель? (ответы учащихся)

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека, делом не только личным, но и общественным.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это формирует потребность в здоровом образе жизни.

О вреде курения и употребления алкоголя сказано немало. И все же число курильщиков и людей, употребляющих алкоголь, продолжает расти с каждым годом. Почему же человек «разумный», невзирая на угрожающую статистику, с завидным упорством продолжает себя травить? В ходе нашей сегодняшней беседы мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос, а заодно узнаем много интересного. И так: «Курение или здоровье - выбирайте сами».

Я думаю, что немногие из вас знают, как вообще человек узнал о табаке, и как складывалась его «судьба».

Теоретическая часть

Ведущий 1:

История табакокурения известна с далекого прошлого. Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. В одной из гробниц II тысячелетия до нашей эры найдены глиняный кальян и другие курительные принадлежности.

Многие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает до 60 его видов и разновидностей.

В конце XV столетия (в 1492 году) Христофор Колумб на одном из открытых им Багамских островов был чрезвычайно удивлен, когда увидел, как местные жители втягивали в себя дым из тлеющего листа, свернутого в трубочку, и затем выпускали его из ноздрей. Такие трубочки они называли сигаро. Считается, что слово "табак" происходит от названия провинции Табаго на острове Гаити, где произрастало это растение.

Проникновению табака в Европу способствовал монах Роман Панэ, который во время второй экспедиции Колумба побывал в Америке в качестве миссионера.

Он привез в Испанию табачные семена и стал выращивать это растение как декоративное. Уже в 1496 г. первые табачные плантации появляются в Испании, в 1559 г. - в Португалии, а оттуда, в 1560 г., - во Франции, В конце XVI -начале XVII вв. курение распространилось и на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок. Увлечение табаком было настолько сильным, что данному растению стали приписывать лечебные свойства, считая его чуть ли не панацеей. Так французский посол в Португалии Жане Нико преподнес своей королеве Екатерине Медичи листья и семена табака для бодрости, а также как средство от головной боли и многих болезней. В знак благодарности королева назвала "чудодейственное лекарство" именем своего посланника - никотин.

Ведущий 2:

Однако нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии, например, табак был объявлен «забавой дьявола». Неумеренное употребление табака часто приводила к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать активную борьбу с этой вредной привычкой. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены. Еще в 1604 г. английский король Яков I в труде "О вреде табака" писал: "Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай". При его правлении курильщики подвергались суровым наказаниям, вплоть до обезглавливания. Но уже в 1625 году новый король Англии Карл І разрешил курение и монополизировал производство и торговлю табаком.

В Россию табак был завезен во второй половине XVI в., а с XVII в. его стали культивировать на Украине. Злоупотребление табаком на Руси вызвало протесты со стороны правительства. Так, в 1683 г., был издан специальный царский указ, согласно которому курильщиков наказывали 60-ью палочными ударами по пяткам, а уличенным повторно в употреблении «богомерзкого» зелья отрезали ноздри или уши.

В конце XVII - начале XVIII вв. меры, направленные против курения, стали смягчаться, так как Петр I и сам стал рабом этой привычки. В итоге он не только упразднил все законы, запрещавшие курение, но и разрешил ввозить табак из-за рубежа. И все же табак победил. Доходы казны от торговли табаком значительно росли, и это заставило многие правительства изменить свое отношение к нему.


Ведущий 3:

Итак, быстро и широко распространившись по планете, табакокурение прочно вошло в нашу жизнь как одно из губительных пристрастий человека.

В России курят 70,5% мужчин, а среди старшеклассников в крупных городах не обходятся без сигареты 30-47% юношей и 25-32% девушек. Ежегодно в России выкуривается 25 млрд. сигарет.

Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 000 000 затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет.

На сегодняшний день мы располагаем сотнями фактов, подтверждающих отрицательное воздействие курения на организм. Вот лишь несколько из них:

Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 лет; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.

Курильщики в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.

Смертельная доза никотина для взрослого человека содержится в пачке сигарет, если выкурить ее за раз, а для растущего организма достаточно половины пачки, а то и меньше.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит?» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

Классный руководитель:

Сообщение и обсуждение результатов анкеты «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения и алкоголя». С вопросом «Чем же грозит нам курение?» мы попробуем разобраться.

Ведущий 4:

Курение влияет почти на все системы и органы человека. (Слайды ) Сигаретный дым представляет собой своеобразный коктейль из ядовитых веществ, в число которых кроме никотина входят синильная кислота, аммиак, угарный газ, смола, радиоактивный полоний, а также твердые частицы. Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным, но это не так.

В контакт с табачным дымом первыми вступают рот и носоглотка. Во рту в процессе курения происходят постоянные перепады температуры, что провоцирует возникновение микротрещин на зубной эмали, где начинают скапливаться бактерии и развивается кариес. Кроме того, на эмали оседает смола, поэтому зубы желтеют. Во время курения усиливается слюноотделение. Часть слюны человек проглатывает, и ядовитые вещества дыма попадают в желудок, что не остается бесследным: боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - вот расстройства, которые встречаются у курящих гораздо чаще, чем у некурящих.

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом. Страдают дыхательные пути и в особенности легкие, которые у курильщика покрыты черным слоем смолы и пылевых частиц. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса.

Угарный газ вызывает кислородное голодание всех клеток организма, что влияет на деятельность сердечно – сосудистой системы и головного мозга.

Токсичное действие вредных веществ табачного дыма на организм человека колоссально. Так, заболеваемость у курящих по сравнению с некурящими в среднем в 10-40 раз выше.

Классный руководитель:

Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение - только личное желание и прихоть конкретного лица. Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь. Так курильщик вредит себе, но мало кто задумывается, что вред наносится и окружающей среде.

При выкуривании сигарет и папирос остаются фильтры и гильзы. Общая масса веществ, попадающих при выкуривании в атмосферу: 720 тонн синильной кислоты, 384 тысячи тонн аммиака, 108 тысяч тонн никотина, 600 тысяч тонн дегтя и других составляющих дыма.

Таким образом, курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе.

Сигарета была причиной несметного множества пожаров, автомобильных катастроф и многих других несчастных случаев, когда человек на секунду отвлекался, чтобы закурить. Курение вызывало взрывы на военных заводах и шахтах, на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Ведущий 3:

Итак, курение вредит всему, чему только можно. Почему же люди курят? Как Вы думаете? (обсуждение вопросов учащимися)

Одной из основных причин начала курения является любопытство. По данным опроса учащихся разных учебных заведений курить из любопытства начали 25% опрошенных.

Другая причина начала курения в молодом возрасте – желание казаться старше, солиднее, а также подражание героям кино. В распространении курения среди девушек главным фактором является мода. Так 60% девушек считают, что курение – «это красиво и модно», другие курят потому, что «хотят привлечь к себе внимание».

Посмотрите, что произойдёт, когда вы бросите курить: …

Классный руководитель:

К вредным привычкам кроме курения относится еще более пагубная и еще более древняя – употребление алкоголя. Как человек познакомился с алкоголем, нам расскажет историк.


Ведущий 4:

Алкоголь называют похитителем рассудка. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Н. Н. Миклухо – Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

История изготовления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии ариев. Сому получали брожением смеси растительного сока с водой, молоком, ячменем или основу составляла выжимка из грибов. Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия.

Ведущий 1:

Особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Оно считалось даром богов. В честь Греческого покровителя виноградарства и виноделия, Диониса, устраивались большие праздники. Уже тогда было замечено, что неумеренное потребление спиртных напитков опасно.

Чистый спирт начали получать в 6 -7 веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий».

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего, постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходили эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 -10 градусов. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Классный руководитель:

Почему же люди пьют? С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы, Крестины, свадьбы и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Печаль, раскаянье, веселье, Успех, награда, новый чин, И просто пьянство – без причин.
Ведущий 3: Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». В обиходе полагают, что спирт является хорошим средством для согревания организма. Недаром о винах часто говорят как о горячительных напитках. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных, но и при целом ряде других болезней, в том числе желудочно-кишечного тракта, например при язве желудка. Врачи же считают, напротив, что язвенному больному категорически нельзя принимать алкоголь. Где истина?

Или другое, бытующее среди многих людей убеждение: алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие, делает беседу более оживленной и интересной.

Более того, существует мнение, что алкоголь является высококалорийным «продуктом», быстро обеспечивающим энергетические потребности организма, что важно, например, в условиях похода и т.п. А в пиве и сухих виноградных винах к тому же есть целый набор витаминов и ароматических веществ. В медицинской практике используют высокие бактериостатические свойства спирта, употребляя его для дезинфекции (при уколах и т.п.), приготовления лекарств и пр., но отнюдь не для лечения болезней.

На самом деле алкоголь представляет собой наркотическое вещество, воздействие которого на центральную нервную систему вызывает особое психическое состояние – эйфорию. Это состояние проявляется в ощущении расслабленности, удовлетворенности, прилива сил. Эйфория очень опасна тем, что человек всегда отключается от реальности, как бы обманывая свою психику при помощи химического вещества. Однажды испытав это чувство, человеку хочется повторить его снова, так и развивается алкоголизм. Естественно, что организм вынужден расплачиваться за наши слабости, а как именно – нам расскажет врач.

Ведущий 5:

Чистый спирт является сильным ядом, 60-70%-ный раствор его убивает микроорганизмы, поэтому спирт используют для дезинфекции. Смертельная доза чистого (100%) алкоголя варьирует в зависимости от массы и возраста человека в следующих границах: для грудных детей – 5-15 г; для детей – 50-100 г; для взрослого человека –200-500 г.

Алкоголь негативно влияет на весь организм: ухудшается состояние сердечно – сосудистой системы, нарушается работа желудочно – кишечного тракта, что грозит язвой желудка и циррозом печени, не говоря уже о том, что у людей, злоупотребляющих алкоголем, рождаются дети, больные олигофренией. Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания.

Ведущий 4:

Алкоголь – типичный протоплазматический яд, наиболее сильно поражающий нервные клетки и клетки печени. Выпитый алкоголь очень быстро всасывается кровью в желудке (около 20%) и в кишечнике (около 80%). Как правило, процесс перехода алкоголя в кровь продолжается от 45 до 90 минут, а иногда, как исключение – до 2 часов. Концентрация алкоголя в крови нарастает очень быстро – буквально через несколько минут после того, как человек сделал первый глоток. Разложение спирта начинается практически одновременно с его приемом или вскоре после приема. Только небольшая часть спирта не изменяется и выделяется из организма через почки и легкие. Остальная часть спирта благодаря своей хорошей растворимости относительно равномерно распределяется по межклеточному пространству во всех тканях организма.

Главным центром обезвреживания алкоголя в организме является печень, но ее способность быстро справляется с поступающим ядом, не беспредельна. Клетки печени очень чувствительны к алкоголю, и на них отрицательно влияют частые контакты с этим протоплазматическим ядом, который нарушает внутриклеточное дыхание и ферментативный обмен.

Но больше всего страдает центральная нервная система: выпитый алкоголь очень быстро всасывается в желудке и кишечнике, и с током крови достигает головного мозга. Здесь происходит вначале возбуждение, а затем торможение деятельности жизненно важных центров: искажается восприятие окружающей обстановки, снижается память, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции, движения утрачивают точность и быстроту. В этом – то и кроется причина многих аварий на транспорте и бытовых травм.

Ведущий 2:

Алкоголь снимает все запреты, и наружу вылезают все самые низменные свойства личности, вот почему люди в состоянии опьянения иногда делают такие вещи, о которых в трезвом виде они и подумать бы не могли. Алкоголизм опасен тем, что вызывает полную деградацию личности.

Данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде (по тем же причинам, что и курение). С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет.

Алкоголизм у подростков развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых, в этой связи появляется понятие «пивной алкоголизм». Поскольку пиво обычно не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, его потребление лояльно воспринимается семьей и обществом. Из-за этого употребление пива увеличивается, и это, в свою очередь, способствует развитию алкоголизма. Подросток гораздо быстрее получает психотропный эффект – кайф от пива – и сознательно стремится к этому. Не осознавая той опасности, которой себя подвергает, молодой человек начинает пить «за компанию», «для настроения» и просто от нечего делать, рискуя оказаться в рядах алкоголиков.

Практическая часть

На столах лежат фломастеры (зеленый, синий, красный), листы

Ведущий1 напоминает правила Мозгового штурма .

Классный руководитель:

- Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики? (интересно, круто, для расслабления, давление компании, избавиться от проблем, в кайф, любопытно, больно, слабый характер, снимать барьеры в общении, приобретать новый опыт, согреться и т.д.). Ответы записывают на листах. Листы с ответами вывешивают на доске.

Ведущий 2 :

Итак, мы назвали основные причины, побуждающие людей курить, пить и принимать наркотики. Но некоторые люди считают, что алкоголь и курение полезны. Давайте попробуем развенчать некоторые мифы о пользе курения и алкоголя. Каждая группа получает задание .


Развенчание мифов

1 миф «Курящие люди дольше сохраняют фигуру»

« Алкоголь поднимает настроение и помогает развеселиться»

(Под действием алкоголя происходят ссоры, драки, необдуманные поступки, о которых в последствии сожалеют.Умение испытывать радоваться без наркотика - признак здоровой личности

2 миф « На морозе сигарета согревает»

« Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми (Сколько не выпей–проблемы все равно остаются, а из-за пьянства к ним добавляются и новые.)

3 миф «Курение успокаивает нервы»

« Алкоголь полезен»

(Алкоголь нарушает работу всех систем организма; часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.)

Итог: выступление детей.

Ведущий 3:

Помните, Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума и война.(У. Гладстон.)

Ведущий 5:

Начало возникновения вредных привычек – в душе. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек, особенно при отсутствии взаимопонимания в семье и близкими. Склонность к вредным привычкам начинается с постепенного разрыва контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. Например, нет любви в семье, внимания, искренности, разговоров на личные духовные темы, нет этого и в отношениях с друзьями; или человек пытается понравиться другим, заводя вредные привычки ради хорошего мнения о себе и теряя себя.

Ведущий 2 :

Еще одна причина: нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотики, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).

Важно помнить, что алкоголь  это наркотик, и принимая его да­же в малых количествах, че­ло­век начинает приобретать за­ви­си­мость.

Чтец (выразительное чтение стихотворения)

Стихотворение (Музыка, показ слайда)

Наркотики…Подростки погибают.

Слабеет ум, и сохнут их тела.

И тихо лица тают и сгорают

Как свечи пред иконами дотла.

Потухший взгляд…Души оплоты пали…

Как из могилы вдруг восставший прах…

Испуг и боль, отчаянье, печали

Повисли на родительских плечах.

А рядом – жизнь ключом. В стране не голод,

И не война, торнадо, иль пожар.

Как хорошо, когда здоров и молод,

Как плохо, коль лишен опоры, стар.

Сейчас в России дети погибают.

Как им помочь? Родители не знают.

Ведущий 1:

А что же такое наркотики?

Те, кто кричат, что наркотики это круто - врут.

Наркотики - как атомный распад - просто СИЛА. Если ты достаточно силен, ты устоишь, в противном случае она уничтожит тебя. Наркотики - коварный враг, который, убивая, дает ответ на вопрос, что такое жизнь и каковы её настоящие ценности! Пусть каждый решит сам, впускать или не впускать ЭТО в себя. Но, однажды встав на этот путь, пусть имеет в виду, что расклад сил может поменяться в любой момент и не в лучшую сторону…

Ведущий 3:

Для одних наркотик – это способ уйти от «грязной» действительности. Для других – способ ещё раз утвердится, показать свою «крутизну». Но не стоит забывать, что они сразу и навсегда отсекают тебе будущее. Они отравляют жизнь твоим родственникам. И становятся единственными "друзьями" на всю недолгую… Нет! не жизнь, на НЕДОЛГОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

Ведущий 1:

- Каковы для вас жизненные ценности? Мы предлагаем Вам индивидуальную работу.

Индивидуальная работа «Мои жизненные ценности» 5 мин

Подросткам диктуется список возможных человеческих ценностей:

Интересная работа

Хорошая обстановка в стране

Общественное признание

Материальный достаток и хорошее здоровье

Удовольствия, развлечения

Самосовершенствование

Свобода, независимость

Справедливость

Доброта

Честность

Искренность

Целеустремленность

Классный руководитель:

Каждому предлагается выбрать из списка и выписать семь самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи наркоманом, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.

Чтобы жизнь каждого из вас была полноценной, насыщенной, надо научиться сказать «НЕТ!»

Выполнение работы. Обсуждение.

Сценка

А. - Давай закурим!

Б - Мне нельзя.

А - Почему?

Б - Меня родители увидят.

А - А мы отойдем за угол.

Б - Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А - Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Б - А я наши сигареты не курю.

А - У меня иностранные.

Б - А я от спичек не прикуриваю.

А - А у меня зажигалка.

Б - Меня родители увидят.

А - Мы пойдем в подвал.

Б –(в замешательстве и не знает, что ответить) .

Классный руководитель:

В этой ситуации ваш ровесник не смог ответить «НЕТ», а ведь,

сказав «НЕТ», вы можете

– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
Сказав “да”, вы можете: – потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями. Классный руководитель:

Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.

1.Ролевая игра:

Мы предлагаем вам обыграть ситуации, в которых нужно принять единственно правильное решение . Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа. У вас есть памятки, которыми вы можете воспользоваться.

Ситуации.

1. Товарищ, которого ты уважаешь, видя, что ты расстроен, предлагает тебе закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас - успокоиться».

2. На дискотеке старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?

3. Подошел к друзьям на улице, которые предлагают выпить пиво.

Памятка

«Умей сказать НЕТ» (положить на столы на листочках)

    Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо

    Я не собираюсь загрязнять организм

    Не сегодня, наверное.

    Нет, не хочу неприятностей.

    Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу до­мой.

    Эта дрянь не для меня

    Нет, спасибо

    Не думаю, что ты достаточно знаешь, какой вред это прино­сит организму.

    Лучше предложи мне витамины.

    Нет, спасибо, это опасно.

    Нет, я это пробовал, и мне не понравилось.

    Мне не хочется умереть молодым.

    Я хочу быть здоровым.

    Это мне ничего не даст.

    Я и без этого себя прекрасно чувствую

    Нет, я и так много воюю со своими родителями.

Разыгрывание сценок. Обсуждение.

2.Групповая работа.

Классный руководитель: Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные у вас на карточках, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.

Каждой группе по 3 вопроса.

Любопытство

Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.

Классный руководитель делает вывод:

Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться .

Ведущий 2 :

Мы Вам желаем жить интересно. Ведь сколько удовольствия можно получить от красивой музыки, занятий спортом, танцами, а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить

Ведущий 4 :

Каждый из нас своим личным примером должен утверждать вечные человеческие ценности: доброту, дружбу, любовь, веру и взаимопонимание, чтобы нам было ради чего сказать вредным привычкам - НЕТ. Ведь здоровая нация – это сила и богатство страны.

Классный руководитель:

Чтобы сохранить здоровье, надо воспитать в себе навыки здо­рового образа жизни, которые предусматривают рациональный режим труда, отдыха и питания, соблюдение правил личной и об­щественной гигиены, отказ от вредных привычек, физическую активность, закаливание, полезные для личности, семьи и общест­ва формы досуга.

Желание казаться старше, стремление подражать взрослым, любопытство способствуют тому, что люди начинают курить и выпивать. Те, кто пробует закурить или выпить, не всегда задумываются над тем, к чему может привести эта вредная привычка. А стоило бы!

Борьба, с курением и алкоголем - это борьба за здоровье человека, за воспитание сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение и алкоголь - только личное желание и прихоть конкретного лица. Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь.

Так что каждый из Вас для себя должен решить, нужны ли ему такие проблемы, а главное – понять, что все в Ваших руках. Рефлексия. В конце нашего классного часа предлагаем Вам повторно ответить на вопросы анкеты № 2. (Сравнение результатов этой анкеты до и после классного часа позволит судить об эффективности проведённого мероприятия).
Приложение.

Анкета 1 : «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения и алкоголя»

    20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.

    Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

    Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) не опасно.

    Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением и чрезмерным употреблением алкоголя.

    Одна сигарета и один бокал слабоалкогольного напитка не опасны для здорового человека. (Следует прочитать утверждения и указать, согласны вы с ними или нет)

Анкета 2:

    Курите ли Вы?

    Пробовали ли Вы курить?

    Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

    Пробовали ли Вы алкогольные напитки?

    Причина Вашего курения и употребления алкогольных напитков?

Подражание другим

Чувство новизны, интерес

Желание казаться взрослым, самостоятельным

    Считаете ли Вы, что курение и алкоголь вредит вашему здоровью?

    Как вы относитесь к курящим людям?

- с уважением

- это их личное дело, меня не касается

- травят себя и других

    Считаете ли Вы, что курение является источником загрязнения окружающей среды?

    Считаете ли Вы, что чрезмерное употребление алкоголя способствует деградации личности?

    *Проведенное мероприятие в чем-то вас убедило? (задаётся в повторной анкете в конце занятия)

Не особенно, все равно попробовать стоит;

Да, я в очередной раз понял(а), что мне это не надо
Продолжи предложение .

    Существует мнение, что наркотики – это…… Есть мнение, что наркотики положительно влияют на….. Есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на…. Существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…. Существует мнение, что ты станешь наркоманом, если… Существует мнение, что с наркотиками нужно бороться… Существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться….
    Принять твердое решение, объявить это людям, которые будут вам помогать. «Вычистить» квартиру (удалить всё, что напоминает о сигаретах: пепельницы, плакаты, пустые пачки от сигарет). Сделайте процесс курения неудобным (только в туалете, или только на улице, или только когда никого нет рядом). Промежуток времени между выкуриванием сигарет увеличьте (если вы курили каждый час, то увеличьте это время до 1 часа 10 мин) Не докуривайте сигарету до конца, а окурки сразу выбрасывайте. Отложите сэкономленные на сигаретах деньги и купите себе подарок – вы это заслужили. «Убегайте» из мест, где курят. Если вы не выдержали, то не огорчайтесь, продолжайте бороться. Не сдавайтесь. Не бросайте на всю жизнь, только на один день, потом ещё на один и т.д. Спите 8 часов. Выпивайте ежедневно не менее 8 стаканов воды. Больше употребляйте сырые овощи и фрукты.