Николай Досталь рассказал о своем фильме «Монах и бес. За последние десятилетия, прямо скажем, тексты в фильмах, хоть… - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ Без правды нет и царствования

Инструменты

Иногда жизнь неожиданно и больно бьет под дых, и вместо задуманных аж еще летом путешествий и приключений мир сужается до: выпить лекарства - пойти на работу (ибо больничные у нас не предусмотрены) - выполнить дома минимум необходимых дел, и…. спать, спать, спать.

Так вот, в какой-то миг ты понимаешь, что живешь-то, по сути, как обычный среднестатистический человек.
Вот только при этом тебе не все равно, что в одном из твоих любимых театров поданный королеве стакан воды решает вопросы истории…. А ты спишь, набитая таблетками.
А в другом - Принцессу Бургундскую на балу угощают костлявыми карасями в сметане… или писатель пытается понять, есть ли в зле эстетика и гармония… а ты спишь.
Или - театр сводит проблемы ГДРовского канцлера Вилли Брандта и сегодняшнего дня… а ты спишь.
Или - Анна Каренина,покидая невероятно обаятельного мужа, от большой любви бросается под поезд… А ты спишь.
Или - может ли человек называться «гадюкой», если он просто не такой, как все… А ты спишь…

Ты спишь, чтобы не плакать: пока ты спишь, мимо проносится стремительная жизнь - и реальная, и театральная.
Ой, всё. А то плакать начну, себя жалеючи…

Есть, правда, еще интернет, в котором можно найти и посмотреть фильмы или те же спектакли…

***
«Монах и бес» не то, что в планах просмотра был - у меня кинопланов вообще нет. Но - про сюжет фильма знала, картинки из него видела.
Еще бы: в главной роли Тимофей Трибунцев, актер уникальный и, благодаря работам в Сатириконе, любимый всей душой. Перетекая в театре из роли в роль, в финале постановки - кого бы не играл! - он доводит зрителя да максимально возможной степени восхищения…. Чем? А непонятно. Потому что то «практически ничего», что он делает на сцене, оказывается самым настоящим чудом.

«Монах и бес» - фильм притча Досталя и Арабова, в котором, кроме милого моему сердцу Трибунцева, играют Борис Камарзин, Роман Мадянов и совсем молодые Георгий Фетисов и Никита Тарасов.

Это история о том, что, по сути, в любом, самом чистом, почти святом человеке, в уголочке души сидит бес. Сидит, и только и ждет возможности вылезти, вырасти и своей чернотой всю чистоту замарать.
Но ведь и в каждом злом демоне есть светлое пятнышко - и вдруг, волей судеб, начнет оно расти… да и выбелит всю черноту.

Собственно говоря, быть чертом намного проще (и приятнее): коли совести нет, то есть и деньги, и возможности… Да и «фуа-гра», как ни крути, намного вкуснее сухой корки - невкусной, но питательной.

И все-таки - не монах Иван бесу поддался, а черт Легион в конце концов в нищий монастырь пришел - тот самый, где когда-то Иван в портомойне трудился… оригинальным способом монастырское белье проглаживая.

Впрочем, смотреть фильм можно, объединяя киношную философию со своей личной и приправляя ее философией общемировой.
А можно просто посмотреть хорошее кино - в первой его части от души посмеяться, во второй, возможно, всплакнув.

Что-то и в цитаты взять.не грех:

«- Еще каюсь... в отсутствии стяжательства, во всепрощении и мудрости.
- Чего?
- Мудрости! Состояние у меня такое специфическое... Испытывал, Владыка?
- Нет, Бог миловал!
- А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, гляжу на близлежащую жизнь и чувствую - мудрею! - и поделать с собой ничего не могу! Мудрею, и всё тут!» (с)

Идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века и жития преподобного Иоанна Новгородского.

Режиссер Николай Досталь рассказал конкурсантам кинофестиваля «Покров» о своем фильме «Монах и бес». Встреча с метром состоялась 10 октября в киевском Доме кино, сообщает Foma.in.ua .

По словам режиссера, идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского. Святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху.

Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается в творчестве Александра Пушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

Часто звучащие в фильме поговорки взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером из житий святых.

Во время съемок фильма верующие одной из церквей в Вологодской епархии, узнав, что возле неё будут проходить съемки фильма с таким названием, вышли с протестом. «Они не знали, что фильм православный», – отметил режиссер. А те, кто знал, – поддерживали, в том числе архиереи.

Большинство съемочных дней (съемки продлились около 2 месяцев) прошли на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также в г. Петра (Иордания) и в Крыму, который на время «стал» Святой Землей.

Николай Досталь также рассказал притчу – «ключик к фильму». Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть». Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали», – сказал Николай Досталь.

«Монах и бес», 2016 год, Россия.

Режиссер: Николай Досталь.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Интересно: сыгравший беса Легиона актер Георгий Фетисов – человек верующий и дважды бывал на Афоне.

К слову: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, когда услышал название фильма-открытия фестиваля «Покров», сказал: «О, это то, что я вижу каждый день».

Россия, 30-е годы XIX века, царствование Николая I. В маленький мужской монастырь, расположенный в сельской глуши, из сгоревшего скита Нило-Сорской пустоши приходит монах по имени Иван Семенов сын (Тимофей Трибунцев). Монах этот очень странный: одежда Ивана периодически самопроизвольно вспыхивает, но ведет он себя нагловато, на вопросы отвечает обидными скороговорками и, кажется, никого не боится.Достопочтенный игумен (Борис Каморзин), настоятель монастыря, чувствует в Иване что-то не то, какую-то бесовщинку, но принимает его в монастыре и выделяет ему келью.Чтобы усмирить буйного монаха, настоятель придумывает ему всякие послушания: очистить давно заросший колодец, наловить рыбки к обеду. Но и тут Иван умеет удивить: колодец он очистил за пару часов вместо пары недель, а вместо обычной рыбы выловил какого-то огромного рыбного монстра, которого весь монастырь и за неделю не сожрет.Тогда настоятель сплавил Ивана в дальнюю избенку и заставил его стирать и гладить монастырские портки.Тем временем у монастыря случилась новая напасть: сам царь-государь батюшка Николай I вместе с Бенкендорфом и охраной попросил у игумена приюта - во время поездки у царской агрицкой кареты поломалась рессора и он не мог продолжать дальше путь.Царю рассказали о странном монахе, который совершает чудеса, и он захотел встретиться с Иваном.Мне несколько человек порекомендовали этот фильм со словами "Наконец-то в России сняли что-то достойное". Впрочем, даже если бы и не рекомендовали, я бы все равно собрался посмотреть, потому что поставил этот фильм замечательный режиссер Николай Досталь, в касте значился очень яркий актер Тимофей Трибунцев - для меня подобные фильмы из серии "обязательно надо смотреть".Посмотрел. К счастью, надежды оправдались - фильм оказался очень достойный: он хорошо сделан и в нем отличные актерские работы, причем не только Трибунцева.В основе сюжета лежит история (житие) Ивана Новгородского: этот монах поймал в рукомойнике беса и пообещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим.Сценарий для фильма по этому сюжету Николай Досталь попросил написать известного писателя и сценариста Юрия Арабова.Постановочно картина делится на две очень разные части. В первой части - Иван Семенов в монастыре, где демонстрирует некоторые чудеса, каковые игумен за чудеса не признает. Все это снято в несколько комедийном стиле, хотя никакого антиклерикализма, каковой ухитрились обнаружить некоторые личности, нет и в помине: что Иван, что игумен - личности вполне положительные, хотя забавные.А вот вторая часть, в которой выясняется, что в Ивана вселился бес по имени Легион (Георгий Фетисов) и этот бес старательно соблазняет Ивана, требуя отдать ему свою бессмертную душу, а потом Иван с Легионом совершают перелет в Иерусалим, - это сначала трагикомедия, а потом уже, ближе к концу, - конкретная драма. Иван движется к просветлению и святости, стремясь переманить беса в сторону Добра.Многим зрителям эта разножанровость не понравилась. По первой половине картины они настроились на стиль легкой и забавной комедии, поэтому вторую часть, судя по отзывам, восприняли в штыки. Некоторые даже писали, что фильм нужно смотреть до появления беса и после этого можно уходить из зала.Я с этим не соглашусь. Да, резкая смена жанра в середине картины - штука достаточно рискованная и нередко вредит восприятию, но в данном случае не сказал бы, что меня это сильно покоробило. Просто мне рассказали как бы две разноплановые истории вместо одной, и меня это не разочаровало.Первая, эксцентричная, половина фильма смотрится просто отлично. Трибунцев замечательно сыграл загадочного и непостижимого Ивана Семенова (позже выясняется, что сам Иван плохо говорит и заикается, а его болтливость и всякие потешные поговорки - от беса), некоторые сцены с ним были просто уморительны.Но и кроме Трибунцева, от которого всегда ожидаешь очень ярких ролей, весьма порадовали Борис Каморзин и Никита Тарасов. Каморзин просто блестяще сыграл настоятеля монастыря, и мне тут трудно сказать, чья роль лучше - Каморзина или Трибунцева. Настоятель у него получился очень живой, естественный, симпатичный и забавный.С одной стороны, он твердой рукой рулит этим захиревшим монастырем и сумеет осадить даже такого балагура, как Семенов, с другой стороны, сильно подвержен влиянию своего помощника - эдакого серого кардинала в очочках - и почти ничего без его совета не делает.Никита Тарасов сыграл Николая I, который волею случая на денек остановился в монастыре. Царь получился отличный, его беседы с настоятелем и Бенкендорфом - просто класс!Во второй половине картины появится бес Легион, очень неплохо сыгранный Георгием Фетисовым. Он такой веселый бес: за душой-то Ивана охотится, но скорее в силу производственной необходимости. Легион делает все, чтобы Иван в монастыре стал настоятелем - исключительно для того, чтобы через Ивана влиять на монахов, но одновременно видно, что бес к Ивану очень привязался. И потом то, что происходит с Иваном, в свою очередь, меняет беса.Некоторые зрители и критики сетуют на то, что процесс воздушной доставки Ивана бесом в Иерусалим и сцены в Иерусалиме очень слабо сделаны в плане декораций и компьютерной графики, но это, насколько я понимаю, из-за очень скромного бюджета и сжатого графика съемки. Ни в какой Иерусалим съемочная группа, конечно, не ездила, и все это поставлено скорее в театральном стиле (декорации достаточно условны), да и компьютерной графики здесь, насколько я понимаю, вообще никакой нет - просто пара немудреных кинематографических трюков.Я это все также отметил, но не скажу, что меня сильно покоробило. Потому что дело тут не в декорациях и уж точно не в спецэффектах.На мой взгляд, всегда лучше, когда снимают хорошее кино, где вынужденно экономят на декорациях, чем , где бюджет в шесть раз побольше и на декорациях не так экономят, но смотреть этот дурдом не имеет никакого смысла.В данном случае, на мой взгляд, очень даже имеет смысл. Это хороший фильм с замечательными актерскими работами. Да, фильм неровный, к некоторым вещам можно предъявлять претензии, но я эту картину посмотрел с большим удовольствием и она оставила хорошее послевкусие. А некоторые сцены из первой половины фильма прямо-таки тянет пересмотреть, особенно приезд Николая I.Так что рекомендую: не так часто в России снимают действительно достойные просмотра фильмы.

Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя "Монах и бес". Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..

Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову , который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего "либретто" с представителями российского духовенства - они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивны, поскольку были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше - можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа...

Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.

Не та каденция. (Не тот случай).

Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).

Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.

Ждали,да все жданики съели...

Был уродец, а станет новгородец!

Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.

Бог строит церковь, а черт пристраивает колокольню.

Мыло не мило,коли лицо загнило...

Дед бабу любил и ее же доил.

С работою дружим, а без работы не тужим…

Мил гость, что душа, избывают его, как ежа...

Мыло черно,да моет бело.

Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.

Вода студит,а человек блудит.

Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.

Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.

Верста - не киста, на живот не давит.

По небу лететь, не человеком вертеть…

Помереть и родить - нельзя погодить.

Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.(Отмазка от вопроса кто ты и откуда).

Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Мудрость- состояние ума такое, специфическое...

Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре (В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).

Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.

Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».

А что они Христом торгуют? - А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме).

Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).

Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. (По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)

Подвижник без беса - это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом - это уже юродивый!

Пойдешь в глубину трансфизических магм. (Угодишь в ад).

Не пью только на небеси, а у нас на Руси - кому только не поднеси.

Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.(Про водочку небось...))

Чарка вина не убавит ума.

Молитва ждёт, горячее - нет.

Куманда - ерунда. Но служение - вне разумения. - КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л - (из академического словаря.)

Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. (Угодливо расступились перед важным лицом).

Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!

Сныть, да крапива, да немного пива! (Про диету во время поста).

Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? (Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию, либо представителей другой культуры,не понимающим твою....).

Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)

Верую, ибо абсурдно. (Приписывается Тертуллиану).

Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.

Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.

Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! (Извольте объяснить свой выпад).

Удалите с глаз,не удаляя. (Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).

Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета... (Буквально для рыбаков).

Благочестие - это предрассудок. Руссо читал?

Честь не есть… Сытым не будешь.

Ноэль вполне заурядная. (В этом нет ничего особенного).

Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.

У тебя что, гангрена гипоталамуса?

Без праци не бенде колораци… (Без правды нет и царствования).

Больше кузнечика и меньше воловья носка. (Праведник о размере своих грехов).

И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.

Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!

Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.

Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.

Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму....) :

Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как?..

Легион. В каком смысле?

Иван Семенович. Ну... к-как человек?..

Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.

Иван Семенович. А ведь ты его не л-любишь, Легион.

Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.

Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?

Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.

Иван Семенович. Как у г-государя?

Легион. Государю вашему до него далеко.

Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?

Легион. У вас в миру еще хуже.

Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?

Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?

Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?

Легион. В р-рай.

Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?

Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный

Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.

Настоятель. Чего?

Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?

Настоятель. Нет. Бог миловал.

Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!

Настоятель. Порок тяжкий.

Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?

Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.

Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)

Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди?..

Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.

Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?

Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.

Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?

Александр Христофорович. Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?

Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.

Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))

Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?

Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.

Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?

Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…

Новое кино от режиссера Николая Досталя «Монах и бес», представленное в рамках конкурсной программы 38-ого ММКФ, могло стать амбициозной попыткой рассказать исключительно фарсовую историю про православную церковь, чего в нашем кинематографе и с менталитетом наших зрителей при правильной подаче достигло бы эффекта разрывной гранаты. Но как бы не была смела задумка, на деле картина оказалась просто безобидной клерикальной комедией с неуместными замашками на глубину и избитыми шутками про главные беды России.

История развивается в первой половине XIX века, когда одержимый темными силами Иван (Тимофей Трибунцев ) забредает к воротам мужского монастыря и становится новым насельником. Настоятель в исполнении Бориса Каморзина , хоть и, не нуждаясь в пополнении среди своих помощников, всё же решает взять под покровительство этого пылающего не от желания служить Господу, а от происков Дьявола монаха. Однако вскоре поведение Ивана и весьма необъяснимые события, творящиеся вокруг него, побуждают настоятеля задуматься, что он не просто очередная потерянная душа, случайно забредшая под врата монастыря, а человек всерьёз одержимый бесами. Но на самом деле бес в нём всего один, и имя ему Легион (Георгий Фетисов ).

«Монах и бес» по своей композиции напоминает Русь времен Феодальной раздробленности. Открывающая фильм сцена с медленно бредущим, пылающим монахом к воротам монастыря отдаёт каким-то странным аутентичным гротеском, слегка напоминающим магический реализм, присущий южно-американским режиссерам. Эта сцена настраивает на серьезный лад с мистическим уклоном. Но очень скоро картина превращается в самый настоящий каламбур про то, как рыба ловит рыбака, глубокий запушенный колодец очищается за час, словно по щучьему велению, скатерти разглаживаются от прикосновения задницы бесноватого, а вишенкой на всём этом торте абсурда становится приезд царя Николая I . Причем, пытаясь то ли достучаться до молодого поколения, то ли подчеркнуть фантастическую составляющую фильма для тех, кто не понял, Досталь пичкает свою картину более чем ненужными спецэффектами, по качеству возвращающих зрителя в ту эпоху, когда в советский кинематограф только завезли саму компьютерную технологию.

Тот факт, что режиссер выбрал объект комедии крайне щепетильный, с нашей-то нездоровой зависимостью от церкви, по идее говорит о широком спектре направлений для шутки, ведь в российском кинематографе принято избегать такие темы, и у Досталя дорога была широкая – шути да подшучивай (пока на съемочную площадку не начнут приходить люди в рясах и поливать повсюду святой водой). Но вместо того, чтобы попытаться раскрыть в юмористической форме наши глаза на что-то новое, нас кормят всё той же похлёбкой, приевшейся еще в начале XIX столетия: дороги – главная беда России, чиновники воруют, а церковнослужители не так невинны. Вроде «давайте мы снова про это будем шутить, но добавим немного абсурда». Но, как ни странно, ко всему этому церковному абсурду быстро привыкаешь и даже принимаешь его за главенствующий тон картины. Однако затем Досталь кардинально меняет тон своего фильма, сводя его уже в третью крайность – серьезную нотацию о причащении беса. Причем с таким упором и акцентом на получившем физический облик бесе (Фетисов), что кажется, это уже не художественная фэнтези-комедия о православной церкви, а одна из брошюр, раздаваемых у метро, написанная специально для бесов. Кино от действий переходит к словам так резко, что попросту не знаешь, как к этому относиться – это всё еще шутки или уже нужно быть серьёзным? И несколько сцен спустя, наслушавшись душевных разговоров монаха и беса о жизни и смерти, Боге и Дьяволе, начинаешь задумываться, что, наверное, начинать задумываться надо было раньше. И в этот самый момент кино закругляется.

Кольцевая композиция по своей натуре крайне выразительный и изобретательный стилистический прием, почти всегда придающий фильму дополнительный художественный вес. «Монах и бес» – это то самое «почти». Ведь, по сути, такой концовкой Досталь перечеркивает все свои старания вырисовать наглядную антитезу монаха и беса. Несмотря на то, что даже по ходу повествования бес был весьма сомнительным олицетворением зла, этого оказалось достаточно, чтобы вырисовать маломальский конфликт фильма, а, следовательно, и смысл, уберегающий его от напрашивающихся сравнений с набором пустых нерешительных скетчей на тему церкви. Но выбранный режиссером финал лишь оголяет прикрытую метафорами и поговорками пустоту, сводя весь конфликт к более абсурдному концу, чем весь начальный тон фильма. И такое неоправданное изведение беса в конечном итоге оставляет на деле лишь монаха. А как гласит пословица, монах без беса – деньги на ветер.

Монах и бес (2016)

Страна : Россия

Режиссер : Николай Досталь

Сценарий : Юрий Арабов

Продюсер : Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Александр Досталь

Оператор : Леван Капанадзе

Художник : Павел Пархоменко

В ролях : Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский

Бюджет : 130 000 000 руб.