Зачем мне нужна программа мва эссе. Эссе о целях: зачем нужно MBA? Остап Гулько, бизнес-аналитик DataArt, Львов

Выключатели

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с «реальными» ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распространение получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. «Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу».

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дипломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся «топовыми» на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
  • НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"»;
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рейтинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла 36-е место.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. «Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области».

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA порядка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным. Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнесшколу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line компьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

    Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"».

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). «Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе». Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). «Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими». Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment banking, ему лучше получить MBA в «топовой» западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?

Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной западной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно говорить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.

В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского бизнес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.

Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

«Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль», - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.

Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в одной из «топовых» школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают, что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов самыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: «в разы», «на 30%», «на 50%». Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.

Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него принципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией «финансы», устроилась на работу младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы минимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.

Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три.

Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отраслевой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские работодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не признает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.

Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной российской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увеличит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы «обновить стандарты», получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам.

Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез

Бизнес, бизнес, бизнес…

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность «посмотреть на вещи свежим взглядом», найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, «дурацких» решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.

Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального студента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской программой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.

"Каковы ваши дальнейшие профессиональные цели?"
– классический вопрос от приёмных комиссий большинства бизнес школ. Часто этот вопрос сопровождается вариациями: "Зачем вам нужно MBA образование?", "Каким образом MBA именно в нашей школе поможет вам достичь ваших целей?" и т.п. Как рассказать о ваших целях таким образом, чтобы, во-первых, ответить на все явные и скрытые вопросы приёмной комиссии; во-вторых, заинтересовать её; и в-третьих, подать свой профессиональный путь в "перспективе", где прошлый опыт логично увязан с будущими целями (или наоборот, показана поворотная точка, где вы решили поменять свой профессиональный путь), при этом сохранив четкую структуру изложения?

Цели, о которых вы будете рассказывать приемной комиссии, должны быть основаны на вашем прошлом опыте. Иначе в них трудно поверить. Если вы продолжаете карьеру в определённом направлении – достаточно вкратце описать, где вы сейчас, что вы хотите, что у вас для этого есть и зачем нужно MBA, чтобы это воплотить. MBA здесь выступит в качестве необходимой ступени для развития определённых навыков либо получения определённых знаний или опыта. Ваша задача – показать, как с получением вы ускорите свою карьеру или сможете действовать в новой функции или в новой компании в своей отрасли.

Career changers: рассказ о целях с двумя неизвестными

У кандидатов, которые планируют сменить индустрию или функцию, часто возникает вопрос: "Как сделать свои цели правдоподобными и убедить приемную комиссию, что я могу стать агентом изменений в области, где еще не работал(а)?"

Согласитесь, трудно описать свой путь на несколько лет вперед в совершенно новой области. Трудно предсказать, как она будет развиваться, тем более если вы в ней не специалист. Что здесь важно? Прежде всего, убедитесь, что вы в курсе последних новостей, тенденций и событий в этой области. Если вы никогда не пересекались с ней, постарайтесь поговорить с людьми, которые там работают, возможно, на должности, которая вам интересна. Таким образом, вы сможете понять, чем занимается человек на желаемой позиции и какие перспективы могут ждать вас. Для полной картины желательно также поговорить с человеком на более высокой позиции. Словом, будьте готовы узнать и рассказать при необходимости: куда движется отрасль и куда будет двигаться через 2-3 года? Какие компании работают в ней? Какая из них вас привлекает и почему? Какие крупные события недавно произошли в этой отрасли? Почему она для вас привлекательна?

Кандидаты, которые действительно заинтересованы в смене отрасли или функции, как правило, приходят на консультации уже со знанием последних новостей по своей индустрии или с пониманием того, чем занимаются люди на желаемой должности.

Во-вторых, необходимо показать, как именно вы собираетесь себя проявить в этой новой для вас области, рассказать, каких результатов вы планируете добиться и каким образом. То есть уделить больше внимания второй части "перспективы", опять же, наглядно продемонстрировав, зачем в ней нужно MBA . Только так вам удастся убедить приемную комиссию, что у вас есть конкретные цели, а не голословные мечтания, и более того – план по их достижению.

Домашняя работа: SMART и SWOT

Российские реалии закладывают в наш менталитет гибкость реагирования на часто меняющиеся обстоятельства – иногда в ущерб долгосрочному планированию. Часто нам приходится проводить брэйнсторминги, где совместно с кандидатами мы прорабатываем варианты и целеполагание в эссе.

Поэтому прежде чем формулировать свои цели для бизнес школы, попробуйте применить технику SMART . Ведь именно такой ответ на вопрос о ваших целях хочет получить приемная комиссия: чтобы они были конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и привязанные к определенному времени.

Кроме того, прежде чем писать эссе, в том числе эссе о целях, многие кандидаты сначала делают SWOT своей кандидатуры. Можно отталкиваться от того, что у вас есть на настоящий момент: какой профессиональный и личный опыт вы имеете (работа, членство в организациях, клубах, благотворительность и прочее). На основе этого, какие сильные и слабые стороны вы можете отметить в себе? Какие возможности у вас есть? Какие угрозы существуют для вашего карьерного роста? Полезно сделать такой же анализ своего профиля на момент окончания обучения, чтобы представлять разницу. Это бывает сложно, потому что вы не всегда уверены, останутся ли ваши стремления такими же, как сегодня, или изменятся под влиянием курсов по выбору / стажировки / карьерных возможностей на кампусе / общением с коллегами по группе и прочих факторов, которые возникнут в процессе обучения. Тем не менее, представьте себя после окончания обучения и постарайтесь заполнить матрицу. Если в ней получилось слишком много неизвестных, воспользуйтесь помощью (или консультанта).

Зачем вам нужно MBA именно этой школы?

Имплицированные вопросы – зачем вы поступаете на MBA, почему именно сейчас и почему именно в эту школу – должны быть адресованы в эссе о целях (если, конечно, школа открыто не выделяет их в отдельные эссе). При этом выбору школ в эссе должно быть уделено особое внимание, вне зависимости от ограничения текста по словам или знакам.

Повторяющийся, но неубедительный аргумент в рассказе о выборе школы – «топовость» школы. Представьте, какое количество эссе читают члены приемной комиссии. Наверное, каждый из кандидатов мог бы привести этот аргумент. Чем отличаются кандидаты друг от друга? Здесь необходимо убедить приемную комиссию, что данная школа поможет вам стать агентом изменений. Что вы привнесете в школу? Как вы используете её широкие возможности? Каким образом программа именно этой школы повысит ваши шансы на реализацию целей?

Чтобы поступить на MBA, как правило, надо сдать тесты и написать эссе. Экзамены на российские программы могут в значительной степени отличаться от зарубежных, но, в целом, отечественные бизнес-школы пользуются западными практиками приема на курсы MBA.

Тесты и эссе для западных MBA

При написании эссе для поступления на программы МВА потенциальный слушатель курса должен не только высказать собственную аргументированную позицию по предложенной теме, но и обозначить четкую логическую связь между описываемыми фактами. Важно продемонстрировать хороший стиль: очерк должен легко читаться и быть интересным. Всегда приветствуется тонкое чувство юмора: главное, чтобы остроты были понятными и, разумеется, приличными. Рекомендуемый объем - от двухсот до одной тысячи слов.

Эссе отличаются субъективностью, которую подчеркивает уникальный авторский стиль. Жанр предусматривает непринужденную манеру изложения, использование разговорной лексики, афоризмов, метафор.

Бизнес-школы предлагают множество тем для МВА-эссе, например:

1. Каким образом ваш опыт в менеджменте повлиял на ваши нынешние карьерные приоритеты и цели?
Это так называемый непрямой вопрос о целях. Для раскрытия темы понадобится четко и лаконично обозначить свои текущие и долгосрочные карьерные приоритеты. Затем надо плавно перейти к описанию факторов, повлиявших на ваше профессиональное самоопределение, и указать их связь с вашим управленческим опытом. Очень важно привести один или несколько живых примеров, ярко иллюстрирующих личный опыт в сфере менеджмента.

2. Опишите случай из вашей жизни, когда пришлось столкнуться с чем-то непоправимым. Чему вы научились и как на вас повлияли эти события?
Учтите, что формулировка «что-то непоправимое» представляет собой явный эвфемизм, то есть нейтральное выражение,

которое используется с целью озадачить вас, ввести в заблуждение. Чтобы хорошо справиться с темой, следует вспомнить и описать такое событие из вашей жизни, в котором вы проявили себя значительно сильнее и лучше, чем это делал бы среднестатистический человек. Можно даже слегка приукрасить события, чтобы представить себя в выгодном свете. Если вы уверенны в своем писательском мастерстве, можете и вовсе выдумать такую ситуацию.

Ошибка, которую часто допускают кандидаты в своих эссе, - обвинение окружающих в собственных промахах или сваливание всего на неудачное стечение обстоятельств. Если вы не способны взять на себя ответственность за принятие решений и за их последствия, то приемная комиссия посчитает, что вы - незрелая личность и не можете трезво оценивать ситуации и свою роль в них. В финале эссе следует описать, какие выводы вы сделали из происшествия, какие меры предприняли, чтобы не допускать подобного в дальнейшем.

3. На ваш семидесятипятилетний юбилей кто-то из гостей решил произнести хвалебную речь, посвященную вам и вашему жизненному пути. Опишите, что этот человек мог бы о вас сказать .
Тема - прекрасный шанс продемонстрировать уже имеющиеся достижения, показать, как эти успехи со временем будут развиваться и обрастать крупномасштабными победами. Не стоит увлекаться мечтами: лучше сделать акцент на сегодняшнем активе. Объясните, чем вы можете гордиться уже сейчас и как это определяет (в прошедшем времени, по «легенде» темы), ваш дальнейший путь через тернии к звездам. Свои долгосрочные жизненные приоритеты и планы, карьерные цели вполне можно внести в этот «спич», разумеется, в виде успешных свершений.

  1. Понятно и точно излагайте свои мысли. Ответ на вопрос, который вынесен в тему эссе, должен быть полным, а содержание очерка - правдоподобным.
  2. Не стесняйтесь демонстрировать индивидуальный стиль: комиссия должна увидеть образ реального человека.
  3. Старайтесь быть максимально честными, приводите как можно больше деталей и примеров, проявите чувство юмора.

Для поступления на MBA европейские и американские бизнес-школы устанавливают проходные баллы по тестам:

  • GMAT или GRE (тесты на знание английского, геометрии, алгебры и арифметики, профессиональных дисциплин);
  • TOEFL или IELTS (владение английским языком);
  • LSAT (для юридических направлений MBA).
  1. Первое задание состоит из девяти вопросов, касающихся управленческой работы на предприятии. К каждому предлагается от трех до четырех вариантов ответов, из которых надо выбрать один, по мнению абитуриента, правильный. Например: «По каким направлениям деятельности компании возможен аутсорсинг?». Варианты ответов: «по обеспечивающим», «по стратегически значимым», «по наиболее привлекательным на рынке».
  2. Далее надо лаконично, но исчерпывающе ответить на девять вопросов анкеты (все они тоже касаются сферы менеджмента). Например: «Что такое 6 сигм? Где они применяются?». Время на обдумывание ограничивается, поля для вписывания ответов тоже.
  3. В заключение - проанализировать микро-кейс. Описывается определенная кризисная ситуация. Тестируемый должен изложить план действий руководителя, направленный на ее ликвидацию и предотвращение повторения проблемы.

MBA (Master of Business Administration) – профессиональная степень в управлении бизнесом, магистр делового администрирования.

Программы, направленные на получение данной степени, существуют в каждом развитом государстве мира. Основной целью является дальнейшая подготовка персонала, находящегося на управленческих должностях.

Программы позволяют людям получать опыт работы и специальные навыки для эффективного управления и делового администрирования. Итак, среди задач нужно отметить не только теоретическую подготовку, но и практическую.

MBA включает в себя менеджмент и несколько смежных дисциплин. Такая структура позволяет людям становиться достойными руководителями высшего звена.

Цель программы MBA

Студенты должны познакомиться с менеджментом, маркетингом, управлением производства и бухгалтерским учетом. Каждая отрасль менеджмента, вне зависимости от своей специфики, будет изучена, благодаря чему профессионал сможет руководить специалистами, играющими важную роль в производстве.

В последние годы отмечается стремительное развитие данного направления, направленного на подготовку настоящих профессионалов. Несмотря на это, многие университеты по-прежнему отдают предпочтение традиционным программам.

По данной причине степень MBA необходима для дальнейшего и успешного продвижения по карьере. Многие компании направлены на повышение уровня квалификации специалиста, благодаря чему он может с большим успехом выполнять поставленные рабочие задачи.

MBA способствуют тому, чтобы профессионал постоянно был готов к решению серьезных вопросов. Во время обучения развиваются специальные навыки, позволяющие практически автоматически реагировать на любую ситуацию. Наличие MBA является необходимым аспектом для того, чтобы специалист сумел занять высокую руководящую должность. Это, прежде всего, важно в Северной Америке.

В действительности и во многих других странах ценят обладание MBA, но при этом степень не может быть прямым свидетельством наличия всех необходимых навыков для управления предприятием, поэтому работодатели принимают во внимание рабочий опыт и потенциал, который будет раскрываться со временем.

Что требуется для обучения на MBA?


Поступающие на специальную программу в обязательном порядке должны соответствовать определенным требованиям. Минимальный возраст составляет около двадцати пяти лет. В большинстве случаев на MBA учатся люди от двадцати шести до тридцати двух лет.

Многие учебные заведения требуют предварительного опыта работы, который должен составлять, по крайней мере, два года. Топовые программы предполагают наличие четырех – пяти лет опыта, Executive – трех – семи.

Высокий бал по TOEFL или IELTS. Оба экзамена позволяют проверить уровень владения английским языком. В первом случае необходимо получить от девяноста до ста двадцати баллов, а во втором – шесть с половиной или семь. Таким образом, требуемый уровень достигает upper-intermediate, advanced.

Тест GMAT представляет собой специальный тест, позволяющий проверить знание по английскому языку, математике и аналитическому письму. Несмотря на то, что достойная оценка не может гарантировать 100% поступление, шансы существенно повышаются.

Резюме, мотивационное письмо и/или один – три эссе, два рекомендательных письма.

Диплом , подтверждающий получение высшего образования.

Официальные письма , которые могут быть подтверждением рабочего опыта.

В обязательном порядке нужно выбрать подходящую программу MBA и уточнить ее требования, после чего – пройти интервью в телефонном режиме или во время встречи с представителем курса MBA.

Написание эссе на предложенную тему обязательно для всех поступающих на MBA. Это одно из трех составляющих, по итогам которых принимается решение о зачислении либо отказе. Эссе играет очень важную роль. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность, неординарность, оригинальность мышления и иные качества, которые ценятся в таких школах. Согласно статистике, лишь 15 % эссе сразу же открывают дорогу в бизнес-школу. 75 % требуют уточнений, а остальные 10 % служат поводом для отказа. Поэтому вопрос о поступлении в бизнес-школу напрямую зависит от мастерски написанного эссе. Рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускают абитуриенты при написании эссе для поступления на MBA.

Ошибка № 1: неинтересное, серое изложение информации.

Для написания не следует искать информацию в интернете или библиотеке. Достаточно провести анализ собственной жизни, найти яркие примеры и истории из нее, красиво рассказать о них, упомянув о собственных сомнениях, чувствах, мыслях. Если ситуация была сложной, опишите, как был найден выход из нее. Для этого нужно проанализировать свой опыт, прислушаться к сердцу, обратиться к собственной памяти.

Подчеркните свою особенность, укажите, что мечта получить MBA-образование не беспочвенна, а является логическим продолжением имеющегося опыта. Однако не стоит лишь описывать интересные истории и ситуации, не характеризуя собственный мыслительный и эмоциональный процесс, не проведя самоанализа. Подобное эссе будет поверхностным и неинтересным.

Ошибка № 2: употребление сленговых выражений.

Эссе должно быть написано интересным, ярким языком, передающим краски всего, что написано. Однако грубейшей ошибкой станет употребление сленговых выражений. Избегайте таких слов, даже если употребляете в жизни. Они не подчеркнут Вашу особенность или индивидуальность, а лишь навредят. Не допускаются никакие сленговые выражения, даже отраслевые.

Употребляйте профессионализмы, только если это очень необходимо. Однако будьте осторожны с ними. Прежде чем писать эти слова в текст, подумайте, вносят ли они ясность и не сбивают ли с толку того, кто это читает.

Ошибка № 3: безосновательные громкие заявления.

Не стоит писать в эссе громких заявлений. Любое утверждение должно быть аргументировано, проиллюстрировано примерами из жизни, профессионального опыта.

Например, кандидат пишет, что именно он должен учиться на программе MBA. Нельзя все так и оставить. Ему следует объяснить: как к нему пришло понимание этого? как он понял, что это необходимо? почему он чувствует в этом необходимость? То есть стоит писать больше подробностей.

Ошибка № 4: нытье.

В процессе написания важно помнить, что Вы взрослый человек, а не ребенок. Поэтому не жалуйтесь, не нойте, не несите негатив. Укажите свои слабые стороны, но преподнесите их как преимущества. Если был негативный опыт, расскажите, чему он Вас научил. Если низкий средний балл в дипломе, возьмите на себя ответственность за это. И идите дальше.

Ошибка № 5: опечатки.

Опечатки – самая распространенная ошибка в эссе. Удивительно, что их можно исправить, просто проверив написанное. Но это делают лишь единицы.

После написания эссе перечитайте его еще раз. Исправьте ошибки, опечатки, неточности, правильно расставьте знаки препинания. Если в чем-то сомневаетесь, перечитайте написанное вслух, это может помочь разрешить сомнения. Только после этого отправляйте работу.

Помните, что опечатки, ошибки, небрежное оформление эссе несут негативный оттенок. Они способны кинуть тень даже на самый интересный, яркий очерк и породить сомнения в Вашей кандидатуре у приемной комиссии. Уважайте себя и тех, кто будет читать Ваше эссе.