Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада. Страшнее дедовщины Неуставные отношения в советской армии

Провода и кабели

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Правильный "дед" не гоняет "духов" – это удел "черпаков"

«Дедовщина» в армии и на флоте СССР возникла в 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Это позорное явление унаследовала и современная российская армия – периодически в СМИ появляется информация о трагических последствиях издевательств старослужащих над «молодыми».

Для миллионов советских граждан, отслуживших в армии в 70 – 90-е годы, слово «дед» стало не только обозначением степени родства.

Кто такие «деды» и откуда они взялись

«Деды» – это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» – это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» – данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров – им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствовать о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

В одних армейских частях дедовщины было совсем немного, в других – это явление заполняло собой все пространство. Особенно этим славился стройбат, который традиционно во все времена занимал первую ступень печального рейтинга человеческого унижения в советской армии.

Начало

В истории неуставных отношений в советской армии первый официальный случай был зафиксирован в 1919 году, когда трое старослужащих из 30-й стрелковой дивизии забили до смерти новобранца Юрия Куприянова, который отказался в категорической форме выполнять указания, касающиеся проведения каких-то ежедневных обязательных работ. После этого почти больше полувека никаких официальных сообщений, касающихся неуставных отношений в прессу не проникало. И лишь в конце 60-х годов вернувшиеся со службы из армии люди могли рассказать о творящихся несправедливостя х.

Причин возникновения дедовщины несколько. Во-первых, из армии не были уволены солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну и они пользовались авторитетом и популярностью на законных основаниях по сравнению с новобранцами, которые в войне не участвовали, «пороха не нюхали».

Но самый расцвет этого явления пришелся на конец 60-х годов XX века, когда 12 октября 1967 года вышел новый закон « О всеобщей воинской обязанности», ставшим последним законодательным актом СССР в этой сфере. Был уменьшен срок прохождения воинской службы: в сухопутных войсках отныне должны были служить не три, а два года, на флоте срок службы сократили с четырёх до трёх лет.

Две социальные волны – старослужащие, озлобленные тем, что новобранцам посчастливилось служить меньше, а им пришлось отслужить на год больше, столкнулись в прямом смысле лбами. Обиду вымещали на новичках.

Уголовники в войсках

Также по данному приказу вводилось еще одно новшество. И з-за недобора призывников в армию – Великая Отечественная война образовала огромный демографический провал – стали призывать лиц, имеющих судимость. Это решение Политбюро ЦК КПСС основывалось на том, что в армии должно было служить около пяти миллионов человек, а на самом деле количество солдат было сокращено на треть.

До этого момента в армию уголовников не призывали. Это стало одной из главных причин возникновения новых уголовных явлений в армейской среде.

Командиры отдали власть

На начальных этапах отцы-командиры не предали этому явлению большого значения из-за отсутствия опыта борьбы с новоявленными дедами, а когда в ротах и частях постепенно власть захватили в свои руки бывшие уголовники и новоявленные деды из солдатской среды, было уже поздно что-либо предпринимать. Так постепенно возникло одно из самых жестоких морально-психоло гических мучений новобранцев, получившие название «дедовщина».

Еще одной из главных причин этого явления - использование в обычной жизнедеятельност и не по уставу бесплатного труда солдат.

Службы тыла – больше всего пораженные дедовщиной

Как раковая опухоль дедовщина распространилась во всех подразделениях Советской армии. Наибольших размеров она достигла в так называемых частях тыла.

На первом месте - военно-строитель ных войсках, относящиеся к Минобороны и Министерству среднего машиностроения. Основная часть личного состава здесь была из кавказских республик: в батальонах иногда численность солдат доходила до 90%. В своих воспоминаниях бывшие солдаты – некоторые из них стали знаменитыми писателями – смогли рассказать всю правду. Характерный случай - один из новобранцев с самого первого дня службы в стройбате не понравился одному из старослужащих и стал его унижать – подзатыльники, удары ниже спины, зуботычины стали обычным делом. Наконец, солдат не вытерпел и прижал своего мучителя к стенке, пообещав пырнуть его острой отверткой. На время дед отступился от молодого солдата, но стал натравливать на него других. Иногда такие конфликты доходили до расстрельных дел.

Рейтинг частей с дедовщиной

Это вполне объяснимо – в этих войсках настоящим военным делом, по сути, не занимались. Более того, стройбаты в одно время даже решили упразднить, так как они позорили честь и достоинство армии.

На втором месте стояли в советской армии железнодорожные войска. Они также причастны к самому высокому уровню проявления дедовщины.

На третьем месте - автомобильные батальоны, которые стали не меньшим рассадником неуставных взаимоотношений.

Даже процесс перехода из новобранца в категорию дедов мог стать смертельным. Так это произошло с рядовым автомобильного взвода Алексеем Киселевым из далекого донского хутора, который отслужил год и был обязан пройти процедуру «крещения» в деды. Его земляк нанес ему символический удар в сердце с такой силой, что от него Киселев скончался, не дождавшись медицинской помощи. Это стало трагедией для донского села, вера в армейскую дисциплину была невозвратно подорвана. Так постепенно в советское общество стала проникать информация о страшных порядках в автобатах, стройбатах и железнодорожных войсках.

Внутренние войска печально прославились после громкого дела рядового Сакалаускаса, который в порыве мести за свое изнасилование расстрелял восемь человек из своей роты.

Степень добра и зла

В перечисленных войсках по сообщения военных прокуроров СССР и было больше всего случаев разнузданного издевательства. Изощрения, которые придумывали не занятые и не утомленные настоящей воинской службой солдаты, придумывали всякие разные, придавая им на воровском жаргоне разные клички. Электрический стул – через тело привязанного солдата пропускали ток, прыганье под столом – все эти и многие другие издевательства имели свои обидные названия, которыми впоследствии понукали новобранцев.

Официальной статистики потерь на этой невидимой войне под названием дедовщина в Советском Союзе широкой огласке не предавалось, да и сегодня в открытом доступе точных цифр убитых в результате неуставных отношений не имеется. Как не имеется статистики душевных потрясений, которые переживал обычный советский новобранец, попадая в новую систему измерений добра и зла.

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....

В редакцию пришло письмо от бывшего солдата срочной службы, в котором он поднимает проблему преступного бизнеса в армии.

Коррупция проникла во всю инфраструктуру государства. А какое государство, такая и армия. Все честные и самоотверженные офицеры и солдаты, майор, бросившийся на упавшую гранату, бойцы спецназа, спасавшие детей в Беслане, простите меня, но вас портит подавляющее большинство воров и мошенников в зеленых погонах. Роспил и нелегальный бизнес проник фактически в каждое соединение и подразделение. Это видел я, бывший срочник, это рассказывали сослуживцы и знакомые. Я не делю мир на черное и белое и не обижаюсь, я говорю то, что происходит. То, что расскажу - это страшнее дедовщины.

Итак, все в армии можно купить. Начну с самого низа.

Солдат, имеющий достаточное количество денег, может получить внеочередное увольнение, сержантские лычки, теплое место в штабе и освобождение от всех видов работ. Это неплохо, в принципе, именно в армии, где делать нечего… Но вместе с привилегиями нередко нужно покупать и право на жизнь.

Когда приходит посылка из дома, шакалы (именно так, по другому не назвать просто) берут все что захотят, также требуют денежные переводы, обещая не дрочить на зарядке и в нарядах. Есть у них и другой источник, конечно же — это неуставная иерархия: они за часть прибыли с вымогательства авторитетным дедам покрывают их преступления, получают от них всю информацию, что происходит в подразделении.

Есть и другие разводы - когда просят скинуться всей ротой на телевизор и на праздник какой-нибудь - и средства ваши канут в лету навсегда. Те, кто служит в лесу или отдаленном районе, знают такую тему: чтобы купить что-нибудь в магазине - плати 50 и более процентов надбавки от стоимости мыла, сигарет и т. д. Выпускники учебных частей могут договориться о службе неподалеку от дома, о значках и медалях. На занятиях по боевой подготовке отличниками становятся непонятным образом те, кто не может надеть противогаз, собрать автомат, подтянуться. Доведем до желающих характеристик Вашу квартиру не дорого, .

Вроде бы офицерам зарплату подняли, а нет же, хотят нелегальные премии. Видимо потому, что место опытных советских командиров занимают бестолочи, умеющие только молоть языком и требовать с незрелой молодежи выгоду.

Прапорщики, что сказать, - вот, кто не изменил своему стереотипу. Работа на складах и в столовых дает заработки порой намного больше, чем у шакалов. Порой удивляешься, почему всему взводу достаются рваные ОЗК, белуги, загнившие портянки. А ведь видели мы все новое и чистенькое, в огромных количествах привозили - и нет его.

Шакалы. Все - от лейтенантов до генералов, нацепившие воинскую форму и заплывшие жиром - этакие армейские паханы. Знают, как скрыть все продажи техники и обмундирования, ободрать солдат, заставить их ремонтировать квартиры, мыть машины… И полностью проигнорировать честь и достоинство самих солдат. Если неуставщина в роте - пишите все заявления на пострадавшего - мол, от армии косит и жалуется. Получил боец травму - опять всем взводом говорите, что видели, как он сам подскользнулся. Когда проверяющий приезжает - в срочном порядке освобождаем личный состав от обязанности поспать и объявляем благодарность в виде «отдраить казарму в стиле хай тек». Повышают только наглых и умеющих лизать все дыры начальству. А начальство в виде медведя-полковника гордо под «Встречный марш» шагает перед строем и раздает замечание, что кантики справа не ровные и вместо личного времени подровнять их нужно.